Новая образовательная программа
Управление на основе данных
от теории к практике
Работа первой группы на Программе начнется 21 февраля 2022
Формат обучения: zoom-воркшопы (3 раза в неделю по 40-60 минут)
Количество участников первой группы: 5-7 человек
Дней
Часов
Минут
Секунд
формат обучения
ZOOM-воркшопы
3 раза / неделю
40-60 минут
К обучению приглашаются все желающие, соответствующие критериям участника Программы
стоимость обучения в первой группе
15.000 рублей
стоимость обучения в последующих группах
50.000 рублей
цена для зарегистрировавшегося участника в феврале 2022
детальное содержание образовательной Программы
Управление на основе данных
от теории к практике
Блок #1: Теория
Управление и данные в цифровой экономике
1.1. Цифровая экономика и менеджмент организации
1.2. Новая парадигма управления – управление на основе данных (DDM – Data Driven Management)
1.3. Организация управления на основе данных
Блок #2: Теория
Информационная модель организации
2.1. Формальная логика в управлении
2.2. Сила применения бинарной логики в управлении
2.3. Булева Алгебра – представление организации как системы из множеств объектов управления и их связей (модель данных организации)
2.4. Логический язык для представления всех элементов системы управления организацией (множества, экземпляры объектов, атрибуты, отношения и свойства)
2.5. Проектирование функций для управления системой (функциональная модель организации)
2.6. Ключевые метрики, отражающие текущее и целевое состояние системы управления
2.7. Определение экономического эффекта цифровизации
2.8. Представление организации в виде компьютерной игры (модели)
Блок #3: ПРактика
Углубленная работа над проектом, консультации, обсуждения
Блок #4: ПРактика
Питчинг и защита проекта
На выходе: каждый участник Программы представляет прототип цифрового сервиса для решения обозначенной им управленческой задачи
Управление на основе данных: от теории к практике
Подробное описание содержания теоретических блоков
Блок #1: Теория
Управление и данные в цифровой экономике
1.1. Цифровая экономика и менеджмент организации

  • Основные составляющие и драйверы роста цифровой экономики. Цифровая трансформация бизнеса – переход к 4-й промышленной революции. Проблемы и сложности цифровой трансформации

  • Ключевые изменения внешней среды в цифровой экономике: нелинейные изменения рынков, потребителей и технологий. Тренд 6D в сфере технологий и их использования

  • Изменения в управлении: данные и алгоритмы; новые бизнес-модели; изменение конкуренции; партнерство. Формирование новой парадигмы управления

Итог: внешняя среда обуславливает необходимость цифровой трансформации бизнеса и смены парадигмы управления (тренд – компании другого типа: ориентированные на данные и цифровые технологии).
1.2. Новая парадигма управления – управление на основе данных (DDM – Data Driven Management)


  • Проблемы управления организацией в цифровой экономике

  • Данные и датафикация. Преимущества работы с данными: 5 П данных + понимание процессов, прозрачность ситуаций. От данных – к знаниям и действиям (пирамида). Проблемы работы с данными

  • Цифровизация управления – изменение модели управления через работу с данными. Сравнение 2 подходов к управлению: традиционного и на основе данных

  • Визуализация данных. Информационная панель данных (дашборд) в управлении

  • Изменение парадигмы управления в цифровой экономике. Логика и модель мышления.

Итог: В основе изменений модели (парадигмы) управления лежит информация (данные), а извлечение знаний из потока данных становится новым конкурентным преимуществом компаний.
1.3. Организация управления на основе данных

  • Культура работы с данными. Технологии вовлечения персонала в цифровизацию

  • Цифровая неразбериха и цифровое распутье при работе с данными: доработка существующих IT-систем и/или микросервисы; восходящий и/или нисходящий подход к работе с данными. Преимущества микроскрвисной архитектуры как инструмента управления на основе данных

  • Итеративная цифровизация (step-by-step) как способ преодоления сопротивлений персонала. Подходы к цифровизации. Этапы цифровизации

  • Изменение роли менеджмента

Итог: Организация управления на основе данных – это итерационный процесс, где важны пилотные проекты (цифровые сервисы) и участие менеджеров в разработке этих проектов.
ИТОГ по БЛОКУ #1

Понимание и осмысление организационно-экономических и управленческих проблем цифровой трансформации в целом и на уровне организации; расширение и углубление знаний о данных и работе с ними на разных уровнях управления

Блок #2: Теория
Информационная модель организации
2.1. Формальная логика в управлении

  • Три ключевых формы мышления: понятие, тезис, умозаключение

  • Формальная логика нацелена на вывод умозаключений, которые могут находиться в двух и лишь двух состояниях – истина (1) или ложь (0)

  • В постоянно усложняющемся и динамично меняющемся мире критически важным становится навык владения технологиями, позволяющими вносить ясность в любую ситуацию, повышать степень ее однозначности (с позиции субъекта управления)

  • Наша практика показывает, что около 80% управленцев не способны пройти тест на логическое мышление (Тест Войнаровского)

  • Важный момент: тестирование на логическое мышление становится все более и более распространенной практикой при найме персонала в организациях

Итог: Управление основано на непрерывной оценке ситуации и принятии решений по ее изменениям. Владение формальной логикой (логическим мышлением) снижает риски принятия некорректных управленческих решений, риски коммуникации с другими людьми (руководство, коллеги, подчиненные, внешние акторы)
2.2. Сила применения бинарной логики в управлении

  • Демагогия и манипуляция – общепринятые приемы саботажа работы, оправдания и объяснения недостигнутых целей, невыполненных задач

  • Применение и принятие культуры бинарной логики позволяет снизить неопределенность в отношении статуса целей, задач, заданий, результатов работ и проектов – они либо выполнены (достигнуты) – 1, либо нет – 0

  • При этом важным умением становится умение корректно и четко формулировать цели (SMART), задачи, задания, ожидаемые результаты (defenition-of-done) и пр. После этого и возникает возможность применения бинарной логики (1/0)

Итог: Повышение навыка формулирования целей, результатов задач, работ и проектов. Повышение навыка декомпозиции целей на задачи, проекта на этапы
2.3. Булева Алгебра. Представление организации как системы из множеств и их связей

  • Управление в первую очередь заключается в воздействии на объекты управляемой системы (руль и педали автомобиля; клавиши клавиатуры; сотрудники компании и т.п.)

  • Одна из концепций Булевой Алгебры (1847г.) заключается в том, что абстрактными переменными x,y,z… можно представлять не только числа, но и множества объектов (сотрудники, клиенты, товары и т.п.)

  • Чтобы не пугать «гуманитариев» алгеброй, множества и их связи также представляются визуально – в виде окружностей и связывающих их линий

  • Любую систему из объектов управления (сложную!) можно представить в виде одного рисунка/схемы, содержащего множества объектов (верхнеуровневых категорий) и связей между ними за 40 минут

  • Созданная визуальная схема (объекты и связи) – стартовая точка для создания модели данных организации (как элемент информационной модели организации)

  • Важно – моделирование объектов управления первично по отношению к моделированию процессов внутри организации

Итог: Создание прототипа модели данных своей организации. Понимание и владение методологией проектирования сложных управленческих систем – как объектов управления и связей между ними. Снижение рисков попадания в «процессную ловушку» мышления
2.4. Логический язык для представления всех элементов системы управления организацией и их отношений

  • Представление модели объектов управления организацией является верхнеуровневой абстракцией – глобусом организации (helicopter view), что позволяет рассматривать ситуацию на стратегическом и тактическом уровне, но не является инструментом «конкретного уровня» (оперативного уровня)

  • Практика работы с техническими заданиями на разработку ПО различных организаций показывает, что все описания сложных систем осуществлены «лирическим языком». При этом какой-либо стандарт описания данным языком – отсутствует

  • Различные языки логического программирования (Epilog, Prolog etc.) являются описательными (декларативными) и используются для описания бизнес-логики управления организацией

  • Ситуация, описанная языком логического программирования, является лаконичным (страница+) и во многом однозначно интерпретируемым набором символов (кодом) – в противовес ситуациям, описанным (закодированными) «лирическим языком» (100 страниц+)

  • Логический агент – фактическая машина состояний (state machine) с набором данных об объекте управления и его отношениях с другими объектами

  • Язык логического программирования является новой концепцией для такого домена знаний как «менеджмент», владение и применение которого позволит повысить эффективность анализа организаций и синтеза (описания) целевых систем (As is – To be)

Итог: Освоение и практическое применение нового лаконичного языка логического программирования для выражения сложных конструкций с множеством объектов, их атрибутов и связей

2.5. Проектирование функций для управления системой (функциональная модель организации)

  • Жизнь – это перемены, это процесс. Управление – это процесс, стимулирующий выполнения (или невыполнения) конкретных функций, связанных с объектами управления

  • Должностная инструкция или регламент с описанием функций и обязанностей определенной категории сотрудников – это «ламповый» артефакт управления

  • f(«Заказать такси»), f(«указать адрес подачи»), f(«указать конечную точку поездки»), f(«выбрать класс такси») – это все функции, но функции оцифрованные (Уберизация всей страны)

  • Модель организации как совокупность множеств и их связей – это, конечно, ценный артефакт, описывающий структуру, но как она должна работать?...

  • Единица работы в менеджменте – это функция, выполненное действие (с участием объектов управления), например – один совершенный звонок сотрудника клиенту (callClient (staff, client))

  • Логика проектирования функции: данные об объектах управления – на входе, логика работы функции, данные на выходе (звонок клиенту результативный? – истина (1)/ ложь (0))

  • Поэтапное моделирование функций организации по принципу «от ключевой к несущественным» позволит постепенно повышать полноту информационной модели организации (information model)

  • Важный момент: компьютер – это сверхбыстрый калькулятор, а интернет – это сверхбыстрый телеграф. Модели функций могут быть легко и технологично «загружены» в компьютер и выполняться им, а результаты функций могут быть переданы на любое устройство сверхбыстрым телеграфом

Итог: Набор моделей ключевых функций организации в логике: входные данные, исполнение функции, данные на выходе (в логике различных сценариев/обстоятельств обработки/исполнения функции)
2.6. Ключевые метрики, отражающие текущее и целевое состояние системы управления

  • Когда у человека простуда – он начинает замерять температуру. Когда водитель едет по дороге – он обращает внимание на параметр «скорость» на приборной панели (dashboard) автомобиля. Что замеряет и на значения каких параметров обращает внимание человек, принимающий управленческие решения?

  • Если попытаться ответить через полное перечисление конкретных примеров значений параметров объектов управления, то мы уйдем в бесконечность (ибо жизнь бесконечно сложна)

  • Нас спасет обобщение. В управлении на основе данных важны значения параметров ключевых объектов управления и процессов (как наборов функций), протекающих в организации

  • Рассматривая управление, как переведение системы из текущего состояния в целевое, количественное обозначение ключевых метрик – также важнейший аспект управления, моделирования, планирования (пример: сейчас – 10 офисов, должно стать – 20)

Итог: Оцифровка модели объектов и функций организации через конкретные метрики и их значения (текущие --> целевые)
2.7. Определение экономического эффекта цифровизации

  • Помимо интуитивного (на уровне здравого смысла) понимания безусловной ценности цифровой трансформации компании, дополнительно напрашивается также и определение некоего экономического эффекта цифровой трансформации – как в целом, так и отдельных проектов (как минимум для логичной расстановки приоритетов на базе выработанных гипотез)

  • Для решения озвученной задачи критически важно освоить концепцию бизнес-модели организации, а также базовой логики подсчета экономических показателей, отражающих ее функционирование

  • В идеальной ситуации каждый цифровой проект должен быть логически увязан с элементами бизнес-модели организации, а также экспертно (на уровне гипотез) увязан с ключевыми экономическими показателями и их конечными изменениями (as is à to be)

Итог: Логическое описание бизнес-модели своей организации. Ключевые экономические метрики и их значение. Набор гипотез цифровых проектов (сервисов) с логической увязкой с компонентами бизнес-модели и экспертной оценкой экономического (в т.ч. монетарного) эффекта
2.8. Представление организации в виде компьютерной игры


  • Магию игр трудно переоценить. Игры широко применяются в обучении, решении управленческих задач, моделировании поведения сложных систем (элементы, связи, функции, состояния)

  • Возьмем организацию с 20 ключевыми объектами управления (офисами, сотрудниками, филиалами – неважно) и допустим, что в любой момент времени каждый объект (сотрудник, например) может быть оценен по стандартной «звездной шкале» – от 0 до 5, то есть один объект может иметь 6 состояний. В такой ситуации конечное количество возможных состояний составит 6 (количество состояний) в 20 (количество объектов) степени. Для экономии ресурса нашего процессора – выполните вычисление самостоятельно

  • После вычисления значения и узнавания нового разряда чисел – экспертно оцените количество объектов управления в вашей организации, а также возможное количество их состояний…

  • Теперь обратите свое внимание на то, что текущие технологии позволяют собирать разнообразные данные с каждого объекта управления (пульс сотрудника, например) с частотой в миллисекунды, формируя то самое хайповое «озеро данных»

  • Тут вы должны забыть об MS Excel, как о самом главном друге при работе с данными

  • Воспроизведение своей организации в виде компьютерной игры на базе построенных моделей открывает новые управленческие возможности для организации. Теперь вы можете оцифровать и автоматизировать базовые элементы организации (аватары), предоставив управление управленцам среднего и высшего звена через интерфейсы в своих гаджетах. Сверхбыстрый калькулятор будет обсчитывать все события и состояния на базе спроектированной и заложенной в него логики, выдавая обратную связь о новом состоянии системы на экраны гаджетов сотрудников вашей организации

  • Аналог – штабные игры в вооруженных силах

  • Ценность – ускорение скорости проверки гипотез изменений в управлении организацией, получение результатов и их оценка
ИТОГ по БЛОКУ #2

«Боевая» цифровая модель организации для проверки гипотез, обучения персонала и оценки результатов возможных сценариев

На выходе: каждый участник Программы представляет прототип цифрового сервиса для решения обозначенной им управленческой задачи
Опорные тезисы Программы "Управление на основе данных: от теории к практике"

1. Компьютер - это сверхбыстрый калькулятор

2. За счет двоичной логики - человек может использовать компьютер для выполнения операций с разнообразными типами данных (не только числа)

3. Данные “в компьютере” могут отражать факты физического мира

4. Интернет - нервная сеть, окутавшая планету, передающая данные практически в режиме реального времени

5. Дисплей цифрового устройства - общепринятый интерфейс для ввода и вывода данных

6. Браузер “в дисплее” - интерфейс взаимодействия с интернетом

7. Управление - принятие решения о действии

8. Управление на основе данных - принятие решения о действии на основе данных

9. Управление на основе данных - более эффективно/результативно

10. Данные хранятся в базе данных

11. Обмен данными между различными базами данных - может быть организован

12. Цифровая функция - прием, обработка и передача данных “компьютером”

13. Элементарный цифровой сервис - программа для компьютера, выполняющая одну функцию, повышающую эффективность управления организацией

14. Цифровой сервис может иметь неограниченное количество функций

15. Ценность использования цифрового сервиса в организации может быть описана (формализована)

16. Цифровая трансформация - увеличение количества цифровых сервисов в системе

17. Цифровая трансформация актуальна для каждой организации

18. Каждая организация может позволить себе цифровой сервис

19. Цифровой сервис создается человеком на “языке компьютера” (фрезеровщиком)

20. Для работы “фрезеровщику” необходим “чертеж изделия” (продукт работы конструктора)

21. Цифровой сервис может быть спроектирован без знания “языка компьютера” (конструктор -> фрезеровщик)

22. Люди коммуницируют при помощи знаков (языка)

23. Эффективность коммуникации - отношение результата к количеству используемых знаков (КПД)

24. Меньше знаков для получения результата - выше эффективность коммуникации

25. Для эффективного проектирования цифрового сервиса нужно изменить мышление проектировщика

26. Мышление изменяется в результате практической деятельности тандема “Мастер - ученик”
Формат обучения
Три ZOOM-воркшопа в неделю
Воркшоп - 40-60 минут активной коммуникации
Теория. Задания. Результаты работы участников. Обратная связь от экспертов
Понедельник
19:00 Нск. Практический воркшоп
Среда
19:00 Нск. Теоретический воркшоп
Суббота
13:00 Нск. Практический воркшоп
Обучение через действие и выполнение заданий
Ключевое требование к каждому участнику Программы - быть готовым выполнять учебные задания, которые будут ставить эксперты Программы
Новая вводная информация
Каждый воркшоп начинается с новой порции теоретической и концептуальной информации от экспертов Программы, подготовленной на основе анализа результатов работы участников Программы
Постановка и обсуждение задания
Человек обучается, решая задачи, выполняя задания. На каждом воркшопе будет организована постановка и обсуждение текущих заданий для участников Программы. Задания ставятся по принципу от простого к сложному
Согласование сроков выполнения задания
Обязательства и сроки выполнения заданий согласовываются с участниками в процессе диалога с экспертами. При этом важно соблюдать рабочую дисциплину по отношению к взятым на себя обязательствам по выполнению учебных заданий
Самостоятельная работа каждого участника
Повторим: обучение происходит через решение задач, выполнение заданий! Поэтому - критически важным аспектом обучения на Программе является самостоятельная работа каждого участника Программы с поставленными заданиями. При этом критически важно - соблюдать сроки!!!
Презентация результата работы
Каждый результат работы участника Программы над текущим заданием презентуется перед всеми участниками на ближайшем воркшопе
Обсуждение и обратная связь
Обратная связь от участников и экспертов Программы позволяют определить ближайшую область развития каждого участника - сформулировать следующие задания для выполнения
Мы ожидаем от участника Программы наличие следующих свойств (критерии участника Программы):

1. Имеет внутренний настрой - учиться и выполнять задания

2. Готов отрефлексировать свою управленческую ситуацию перед началом обучения

3. Готов совместно с экспертами Программы тезисно описать свою управленческую ситуацию и базовые проблемы в ней, которые участник будет стремиться решать при помощи цифрового решения (итог обучения на Программе)

4. Готов брать обязательства выполнять задания

5. Обязуется выполнять задания в срок

6. Имеет возможность и желание участвовать в каждом ZOOM-воркшопе (если нет форс-мажора)

7. Обязуется не впадать во фрустрацию при решении сложной для него задачи. В случае возникновения такой ситуации - готов обратиться за дополнительными пояснениями и помощью к экспертам Программы

8. Готов делиться результатами своей рефлексии процесса обучения на ZOOM-воркшопах Программы

9. С уважением относится к труду экспертов и участников Программы
Готовы обучаться в одной из групп Программы?
Тогда смело заполняйте форму и мы с вами свяжемся
Вы хотите обучаться в первой группе?