Материалы

Основной фокус цифровизации направлен на прикладные цифровые решения, дающие быстрый экономический эффект. Опыт НЛМК

Выдержка из материала журнала "Эксперт"


В группе НЛМК основной фокус цифровизации направлен на прикладные цифровые решения, дающие быстрый экономический эффект. Сейчас в процессе разработки, по словам директора по цифровой трансформации НЛМК Сергея Казанцева, более 50 продуктов в разной степени зрелости. Из них около половины в той стадии развития, когда они уже дают устойчивый экономический эффект, и команды, которые ими занимаются, сфокусированы на их совершенствовании и тиражировании.


Существенный потенциал с точки зрения эффективности имеют цифровые продукты, применяемые на ранних переделах, которые вносят наибольший вклад в себестоимость продукции и в конечную производительность. К ним относятся, например, диспетчеризация тяговых агрегатов на Стойленском ГОКе, оптимизация химического состава шихты для аглофабрики, продвинутая аналитика цикла плавки на конвертерах и далее по технологической цепочке основанное на машинном обучении решение, которое задает темп выдачи слябов на главном стане металлургического комбината.


Основной эффект можно получить тогда, когда цифровое решение встроено в технологию и дает возможность подкрепить действия оператора подсказками, основанными на максимально возможном объеме информации по всему технологическому процессу.

Необходимость внедрения «цифры» в том или ином звене технологической цепочки определяется влиянием на операционную эффективность.


Никто не делает цифру ради цифры

«Все производственные участки уже оценены на предмет их потенциальной эффективности и производительности. Понятно, где они находятся сейчас, какие существуют разрывы, и люди, отвечающие за эти участки, знают, что и где им нужно подтянуть, в том числе с помощью цифровых инструментов, — рассказывает Сергей Казанцев. — В компании есть инфраструктура экспертизы идей, направленных на повышение эффективности производства, в том числе экономическая экспертиза. Цифровые решения также встраиваются в этот процесс, проходят экспертизу вместе с другими идеями. Никто не делает цифру ради цифры. Она применяется там, где действительно эффективна. Я не очень верю в истории, когда какие-то цифровые инструменты позволили кратно повысить эффективность при их низкой стоимости. Если так происходит — значит, этому участку производства уделяли мало внимания».


Уже упоминавшееся выше внедрение системы интеллектуального управления работой железнодорожного транспорта на Стойленском ГОКе позволило на три процента повысить производительность локомотивов при перевозке руды за счет сокращения простоев при погрузке и выгрузке. Прогнозируется, что в дальнейшем использование этой системы позволит увеличить объемы перевозок на 16% (с 37 до 43 млн тонн руды в год) без увеличения локомотивного парка.


По словам Сергея Казанцева, цифровые решения, которые уже реализованы в компании, дают порядка миллиарда рублей ежегодной прибавки к EBITDA. «Эффекта невелик в масштабах нашей компании, но достичь этой цели нам было важно для подтверждения устойчивости выстраиваемой операционной модели. Следующая milestone, на которую мы хотим выйти в течение ближайших нескольких лет, — 50 миллионов долларов».


Сегодня в НЛМК созданием и развитием цифровых решений занимается порядка десяти продуктовых команд. Компания сознательно пошла на то, чтобы иметь собственные компетенции в этой сфере: «Мы поняли, что в цифре нужно нарабатывать свой собственный опыт, потому что готовых решений “под ключ” практически нет и полностью рассчитывать на подрядчиков нельзя, — говорит Сергей Казанцев. Решения, принесенные со стороны без необходимого процесса внутреннего осмысления, адаптации под нашу технологию и процессы, плохо приживаются и не реализуют весь заявленный на старте потенциал. Поэтому мы формируем внутренние кросс-функциональные команды на всех участках, имеющих значимый потенциал с точки зрения цифровизации. Эти команды включают в себя представителей производства и функций, где применяется решение, технологов и предметных экспертов, разработчиков и специалистов по анализу данных, которые занимаются созданием и развитием решений на постоянной основе. Команды понимают технологию и условия применения решения, находятся в постоянном контакте с конечными пользователями, находят возможности для его развития. А дальше уже можно создавать “плечо” этой команде в виде внешнего ресурса. Для этого мы сформировали и постепенно развиваем базу надежных партнеров, с которыми мы в основном взаимодействуем».


Полностью оригинал материала по ссылке

Кейсы