1. Очень важная и суперсовременная тема. Цифровизация стремительно вторгается во все бизнесы, количество данных нарастает, но ими, увы, пока мало пользуются в управлении бизнесом. Поэтому знакомство с реальными примерами (кейсами), обсуждение проблем всегда интересно и полезно.
2. В выступлении Алексея Маркова (CTO, Neuro Lab! Algorithms) прозвучала мысль о развитии технологической грамотности для решения проблемы взаимодействия сотрудников компании с ИТ-специалистами. Потому что, условно говоря: как задачу поставишь, такой ответ и получишь! В западных публикациях звучит мысль о необходимости появления «посредника» между менеджерами и ИТ-специалистами в процессах автоматизации/ цифровизации, который поможет им эффективно взаимодействовать. Собственно схожая мысль прозвучала в выступлении Александра Кварцхавы, где спикер говорил о том, что нужен «архитектор» процесса цифровизации, иначе все будет плохо. Но специалистов таких крайне мало! Так посредники, технологическая грамотность или еще что ??? Вопросы остаются, и однозначного ответа пока нет.
3. Акцент в последующих выступлениях был сделан на крупный бизнес и финтех. Можно сказать, что у компании СМС-финансбизнес основан на данных, это высокотехнологичная компания, хотя и в специфической сфере. Отвечая на вопросы, спикер сказал, что на рынке есть другие ниши, но пока не разработана бизнес-модель, которая позволяла бы снизить риски и там работать. Отсюда вывод: данные и умение работать с ними важны, но в рамках определенной бизнес-модели!
4. Два доклада касались решения управленческих задач на основе данных применительно ккрупному бизнесу. В одном выступлении рассматривалась частная задача составления расписания (врачи – кабинеты), в другом был представлен взгляд автора на проблемы цифровизации крупного бизнеса через архитектуру компании и ее процессов.
Общий вывод применительно к использованию данных в крупном бизнесе: - системный подход; - решения идут сверху – вниз (чаще всего); - важно обучение персонала и взаимодействие со службой управления персоналом или HR; - важно установить показатели (KPI), увязанные с использованием данных.
5. Возникает вопрос: как быть малому и среднему бизнесу, у которого зачастую нет денег и ограничен доступ к требуемым компетенциям? Видимо, там более распространен путь от решения частных задач на основе микросервисов (микросервисной архитектуры) – к общей системе.