Вы говорили про цифровые платформы как основной элемент децентрализованных организаций. Насколько компании преуспели в их создании?
Цифровизация помогает организациям стать успешнее за счет двух факторов — прозрачность процессов и увеличение скорости. Компании, которые изначально не были цифровыми, более или менее научились в диджитал-формате планировать производство, взаимодействовать с клиентами. Подключили к оборудованию контроллеры, датчики, счетчики, накапливают статистику. Бизнес использует эти данные для улучшения взаимоотношений с внешним миром, но пока слабо опирается на них, когда речь идет о внутренних управленческих процессах. То есть как оцифровать станок, компания понимает — есть соответствующие инструменты и технологии, инженеры и дата-аналитики. Но работать с данными должны не только «айтишники», но и все сотрудники. Ни оператор станка, ни его руководитель часто не имеют доступа к данным, а если и имеют, то не понимают, что с ними делать. Во многих организациях отсутствует цифровая культура как таковая, а многим людям не хватает даже элементарных цифровых навыков.
Каких, например?
Есть четыре блока базовых навыков.
Первый — кибербезопасность, или кибергигиена. В цифровой среде каждый твой шаг может быть доступен всем, поэтому надо понимать, как защищать свои действия и хранить информацию, чтобы случайно не подкормить ею конкурентов или хакеров.
Второй блок — навыки работы с данными. Важно понимать, как они накапливаются, как их использовать, превращать в новые знания и на их основе принимать решения.
Третий блок — навыки цифрового взаимодействия. Работа в децентрализованных организациях подразумевает цифровые методы управления людьми. Например, раньше таск-трекеры (программы, отслеживающие выполнение задач) использовали в основном ИТ-компании, а сейчас они есть практически у всех бизнесов, имеющих направление change. В этих программах планируют текущие задачи, отмечают выполненные, есть также корпоративные мессенджеры, где участники команд коммуницируют между собой.
Наконец, четвертый блок — навыки управления проектами. На базовом уровне нужно уметь четко ставить цели, оценивать риски, назначать ответственных и описывать результаты работы. На среднем — организовать работу по конкретной методологии (эджайл, скрам, канбан и т. д.). Менеджерам высшего звена было бы неплохо разбираться во всех методах, чтобы выбрать оптимальный. Этим навыкам людей тоже надо учить.
Целиком интервью доступно по ссылке